Дмитрий Акимов: «Отметили рождение ребенка Мареша по-мужски – Саша Спивак два дня с кровати встать не мог»

31.10.2014, 20:00

Горячее интервью экс-игрока «Ростова» и «Сибири» и одного из лучших бомбардиров первого дивизиона 2000-х годов – о веселой жизни российского футбола.

– Ты уже полгода без клуба. Планируешь еще поиграть?

– В конце года мне предложили остаться в «Динамо» играющим тренером. Но те финансовые условия, которые предлагает клуб, очень скромные. По-моему мнению, профессионально заниматься спортом за такие деньги нельзя. Да и дальнейших перспектив у команды я не видел. Поэтому принял решение сделать полугодичную паузу, во время которой решал накопившиеся дома вопросы – это и бизнес, и семейные дела. Можно сказать, хотел посмотреть, что такое жизнь без футбола.

– Понравилось?

– Сейчас понимаю, что тяжело без этого жить. Привыкаешь к определенному ритму жизни – сборы, соревнования, игры, общение со своими друзьями-футболистами. Этого не хватает. Ехать летом играть куда-нибудь за 100-150 тысяч не хотелось. Вот если бы «Динамо» предложило подобные условия, я бы, наверное, согласился поиграть в родном городе. Зимой попробую вернуться в большой футбол, но если не получится, то особо не расстроюсь и буду заниматься бизнесом.

– Какого рода бизнес?

– Мы проводим детские праздники, корпоративные мероприятия. Еще одно наше направление: производим паровозы-лимузины для катания детей. Уже скоро, в начале ноября, стартуют регулярные рельсы такого паровоза от стрелки Васильевского острова. Детям в игровой форме будут рассказывать об истории нашего города.

– Давай вернемся в прошлое. Ты же попал в «Зенит» еще при Анатолии Бышовце, в далеком 1998 году?

– Да, но к основе меня тогда еще не подпускали, я играл в дубле у Льва Дмитриевича Бурчалкина, царствие ему небесное. Первые уроки мужского футбола я получил именно у него. Вообще в основе «Зенита» мне удалось провести лишь пять матчей. Помню свой дебют в Кубке России против «Газовика», когда одновременно со мной на замену выходил тогдашний хозяин ижевской команды Владимир Тумаев. Забавно смотрелось, как я, восемнадцатилетний пацан, стою рядом с человеком в штанах, который раза в три меня старше. Дебют же в Чемпионате России у меня состоялся в матче против ЦСКА, тогда нашу команду тренировал Морозов. Ведем после первого тайма 1:0, но Юрий Андреевич лютует и устраивает нам в раздевалке разнос.

– Счет-то в вашу пользу.

– Ему не понравился футбол, который мы показывали. В начале второго тайма нам быстренько забили два гола. Мне было велено разминаться. Пока я на бровке разминался и мечтал, как выйду, забью и стану героем матча, нам кладут третий мяч. Юрий Андреевич подозвал меня, начал давать какие-то установки. Тут нам забивают еще, Морозов прерывается и говорит: «Все, пи…дуй на поле!» (смеется) Вообще он был очень импульсивный человек, мог вставить крепкое словцо. С другой стороны, в начале карьеры я поработал с такими тренерами, как Бышовец, Морозов, Петржела, Давыдов, которого я до сих пор считаю своим своеобразным наставником, футбольным отцом. Все эти люди помогли мне в дальнейшем развитии.

– Набираться опыта тебя отправили в «Тюмень», где ты наколотил 22 гола в 26 играх…

– В тот год я налетался прилично. Помню выезд по маршруту Благовещенск – Комсомольск-на-Амуре. Летим мы на самолете АН-24, такой стандартный кукурузник, который каждые четыре часа должен дозаправляться, поскольку не рассчитан на длительные перелеты. Пилоты самолета, видимо, неплохо отпраздновав нашу победу, подрались с какими-то местными аборигенами и в итоге потеряли все летные документы. Назад мы летели чуть ли не через Северный полюс, дозаправлялись в городах, с которыми удавалось договориться. Тогда для меня открылись такие интересные места, как Тунгус, Бодайбо.

– Забавно.

– Кстати, в Тюмени есть такой «период мошек»: где-то весна – начало лета. В три часа дня солнце не было видно, черная пелена насекомых. Мы начинали тренироваться в 8-9 часов вечера. Смешно было, когда кто-то из игроков получал травму и вместе с заморозкой его поливали какой-то аэрозолью от насекомых. Иначе эти твари запросто могли взять и вынести футболиста с поля.

– Ты успел поиграть и в Белоруссии?

– Да, и даже выиграл там бронзовые медали местного чемпионата. И такого количества футбольных баек про Геннадия Тумиловича (сборная Белоруссии тренировалась на одной базе с минским «Динамо») я не слышал больше нигде.

– Например?

– Администратор команды рассказывал, что ему как-то потребовалась его фотография на визу. Тумилович спрашивает: «Какая нужна?» Ему в ответ: «Да какая-какая, на визу! Любая сойдет!» И на следующий день он приносит фото, где он на рыбалке с удочкой и куканом. (смеется) Рассказывали, что когда Гена был на просмотре в «Спартаке», на тренировке после серии ударов Черчесову Тумилович отодвинул его от ворот со словами: «Все, твое время ушло, мое настало». И это зеленый новичок заявил опытному вратарю!

– После удачного сезона в Тюмени ты наверняка рассчитывал, что окажешься в «Зените»?

– Да, меня пригласили на сборы, где я неплохо себя проявил, забив по голу в ворота «Андерлехта» и «Динамо». Мы приехали в Санкт-Петербург, и мне предложили достойный контракт. Мы его подписали, и я поехал на следующий сбор. В тренерском плане Петржела был хорош, он вывел команду на новый уровень. Но здесь проявилась другая черта Властимила – его игровая зависимость. Он очень много проигрывал в казино, делал ставки. И тут начались какие-то непонятные покупки непонятных игроков.

– Например, Лукаша Гартига?

– Уверен, что Петржела что-то имел с этих трансферов. Человек за четыре года забил два мяча. Это о чем-то говорит?

– Да, негусто.

– Ребята рассказывали, что когда они ехали на выезд в Москву, то всегда останавливались в «Орленке», довольно злачное место, усыпанное игровыми автоматами и другими забавами для азартных людей. Там Петржела проводил большое количество времени. Рассказывали, что когда Властимил уходил из «Зенита», у него было много долгов, и он погасил их только после того, как получил отступные.

– Сколько за ночь мог проиграть Петржела?

– Для простых людей это может стать шоком. За ночь он мог спокойно проиграть сумму, равнозначную стоимости квартиры в Петербурге.

– С чехами у вас были нормальные отношения?

– Да, я и сейчас общаюсь с некоторыми ребятами. Помню, на сборе в Турции пришла новость о том, что у Мареша родился ребенок. Отметили это событие по-мужски – Саша Спивак два дня с кровати встать не мог. Потом ходили к Петржеле, просили, чтобы Саша остался в команде.

– В Новосибирске ты поработал сразу с несколькими специалистами.

– Годы, проведенные в «Сибири» и «Ростове», были, наверное, пиком моей карьеры. «Сибирь» в то время имела свой почерк, особенно при Давыдове и Файзулине. Но все это буквально за два месяца разрушил Сергей Оборин. Кстати, это было его последним местом работы, больше он нигде не тренировал. Второе пришествие в команду было при шотландце Миллере. Это был интересный опыт, поработал с тренером другой формации. Алекс работал тренером в «Ливерпуле», но подход его тоже удивлял. Мы каждую игру подстраивались под соперника, никогда не играли одинаково, всегда меняли схему. Он мог футболиста, который забивает в четырех играх подряд, в пятом матче посадить в запас, мотивируя тем, что надо передохнуть. Мы же привыкли, что играть всегда должны сильнейшие.

– Шотландец был требователен?

– Понятно, что он тренировал великих игроков, и наш уровень немного не соответствовал его предыдущей команде. Когда Алекс пытался вбить нам в голову 10 вариантов розыгрышей штрафных или угловых, хорошим это не заканчивалось. Игрок первого дивизиона, выходя на поле, иной раз вообще установку может забыть. И получалось, что футболист, подающий мяч, начинал чесать голову и думать, какой розыгрыш проводить. Начиналась неразбериха.

– В «Сибири» ты также поколесил по стране вдоль и поперек.

– Помню выезд по маршруту Находка – Комсомольск-на-Амуре. Жара была страшная, у нас была пересадка в Хабаровске, откуда мы на древнем автобусе-«глазастике» «Львов» должны были доехать до Комсомольска. Кондиционеров нет, окошки маленькие. На середине пути, где-то в тайге, автобус ломается, причем капитально. Из автобуса не выйти, рядом летают таежные комары, которые, казалось, вдвоем могут буханку хлеба унести. В туалет ходили: одной рукой дело делали, другой отмахивались от москитов. Стали ловить попутки. Поймали какой-то «КАМАЗ» с водителем, постоянно курившим «Беломор», и часов шесть ехали со скоростью 40 км/ч. Выйдя в городе, голова у меня была, как у Чебурашки.

– Матч-то выиграли?

– Нет, но смогли мобилизоваться и увезти оттуда ничью. (смеется)

– Расскажи о том, как вы в «Сибири» всей командой побрились наголо.

– Помню, приехал я с просмотра в «Сатурне», а вся команда и персонал лысые. Пришлось от коллектива не отрываться и взять в руки бритву. Когда пришел домой и посмотрел в зеркало, было ощущение, что тифом переболел. Хорошо, что жена вошла в положение и все поняла.

– Гол «Зениту» в составе «Ростова» вспоминаешь?

– Если бы мне кто-то раньше сказал, что свой первый гол в премьер-лиге я забью «Зениту», я бы, наверное, покрутил у виска. Но так и получилось. Для «Ростова» это был настоящий праздник, уже тогда в «Зените» играли и Данни, и Тимощук, и Погребняк. Мы тогда показали очень хороший футбол. Это было еще при Долматове. Потом в команду пришел Протасов, который стал использовать меня на позиции крайнего полузащитника. Мне это не очень нравилось, но приходилось выполнять требования тренера.

– Ты дружишь с Николаем Валуевым…

– И даже как-то с ним играл в футбол в одной команде, на каком-то мероприятии в Кемеровской области.

– Интересно, на какую позицию его определили?

– Он был вратарем, для игры ему специально пошили шиповки 52-го размера. Стоял неплохо, но гол от своего приятеля Аршавина все-таки пропустил. Вообще, лучшего семьянина, чем Коля, я не встречал. Он очень трепетно относится к своей семье и детям. У Валуева потрясающее чувство юмора, он очень разносторонний человек, что нехарактерно для боксера. С ним можно общаться на любые темы, начиная от живописи и заканчивая спортом.

– А как ты прокомментируешь ту громкую историю с избиением охранника?

– Если бы вы общались с Колей, то поняли бы, что такое невозможно в принципе. Я ни разу не видел, чтобы он срывался или повышал голос.

– Твоя самая бесполезная трата денег?

– Как-то ездил отдыхать в Америку и брал в прокат Lamborghini Gallardo на 14 дней. Отдавал тысячу долларов в сутки. Я вообще люблю спортивные машины, сейчас у меня BMW M6. Вообще футболисты премьер-лиги все хорошо зарабатывают и знают приблизительно контракты друг друга. Если ты придешь в раздевалку условно в Gloria Jeans, то могут просто не понять. В «Ростове» играл такой защитник Хагуш, так он всю коллекцию Dolce Gabbana скупал, как только она появлялась. Вартан Мазалов, когда выступал за «Ростов», купил себе Maserati, но влез в такие долги, что потом еще долго расплачивался.

– Правда, что все африканские легионеры имеют проблемы с режимом?

– За всех отвечать не могу, но в «Ростове» у нас был такой Айзек Окоронкво, играл во многих командах, в том числе в донецком «Шахтере». На каком-то сборе стоим, ждем автобус, который должен был везти нас на поле. Вся команда в сборе, а Айзека нет. Тут подъезжает такси, нигериец выходит: в одной руке сумка, в другой – кальян. Мы все валяемся. Он ни на одну тренировку вовремя не приходил. Его штрафовали на 100 долларов, а потом сделали «месячный абонемент», чтобы заранее платил за свои опоздания.

– Какие выезды самые сложные в плане судейства?

– В южные регионы. Как-то играли с «Тереком» в Лермонтове, так судья добавил четыре минуты, а играли все сто, пока они нам гол не затолкали. С «Анжи» из десяти игр в девяти, наверное, ставят пенальти. Это проблема всего нашего чемпионата, и понятно, что какие-то «околофутбольные» темы присутствуют, просто на них закрывают глаза. Тема коррупции актуальна во всем государстве, и это проецируется и на футбол. Как-то после удачных матчей за «Сибирь» я поехал на просмотр в «Сатурн» к Владимиру Вайссу. Приехал туда, мне говорят, что следят за мной, рассчитывают. Потом почему-то стали наигрывать на позиции центрального защитника! Меня Нахушев спрашивает: «Ты чего, 14 голов за первый круг защитником забил?». Я отвечаю: «Да, активно подключался» (смеется) В итоге стало ясно, что на меня не рассчитывают, а преследуют какие-то свои интересы.

– Как тебе игралось с футболистами из Северной Кореи?

– В «Сибири» у нас было два северокорейца. С их стороны был большой почет к старшим игрокам. Помню, на вечере, посвященному окончанию сезона, ребята подходили к ним с бокалами и чокались, а отказать из уважения они не могли. Мы с ребятами, недолго думая, по нескольку раз к ним подошли, и через полчаса корейцы были в таком «пополаме», что пришлось грузить их в машину и везти домой. Что касается Хонга из «Ростова», то это очень приличный футболист, капитан сборной. Он нам очень помог в первом дивизионе. К нему, кстати, был приставлен полицейский, который следовал по пятам, ездил на выезды. Большую часть заработанных денег и премиальных он отдавал на нужды Партии. На следующий год он приехал уже без надзора, и мы его «потеряли в городе», играть он перестал.

– Каким должно быть предложение, чтобы ты захотел вернуться в большой футбол?

– Во второй дивизион ехать уже не хочется. В первый дивизион поехать еще можно, все зависит от команды, условий и целей, которые она перед собой ставит. Сейчас я поддерживаю форму, играя за «Грузовичкоф» в «Спортинг-лиге» и в чемпионате города. На последнем матче инспектором был Сергей Лапочкин-старший, так он сказал, что давно не получал такого удовольствия от футбола, который мы показали. Приятно было слышать подобные слова от уважаемого человека.

– Сложилось ли у тебя мнение о «Спортинг-лиге» по тем матчам, в которых ты принимал участие?

– Сначала было не совсем привычно. Ребята в команде больше адаптированы к таким высоким скоростям, все-таки тут большое количество борьбы, рикошетов, отскоков, нужно постоянно быть во внимании, выключаться из игры нельзя. На самом деле приятно, что турнир хорошо организован, и по сравнению с чемпионатом города уровень судейства здесь повыше. Где-то дают побороться, где-то свистят, но какой-то необъективности я не увидел. Играем хорошими мячами, в других командах есть хорошие исполнители. Мне кажется, из них вполне можно собрать боеспособную команду и заявить в зону «Запад» второго дивизиона. Этот коллектив мог бы претендовать там на победу.

Кирилл Сухоруков, sporting-spb.ru

Поделитесь в социальных сетях:


Комментарии:

Наша группа VK
Свежие новости:
29.9.2023, 00:05

28.9.2023, 20:45

28.9.2023, 17:25

28.9.2023, 17:25

28.9.2023, 14:05

28.9.2023, 14:05

28.9.2023, 14:05

28.9.2023, 14:05

28.9.2023, 10:45

28.9.2023, 04:05

28.9.2023, 00:45

28.9.2023, 00:45

27.9.2023, 21:25

27.9.2023, 18:05

27.9.2023, 11:25

27.9.2023, 01:25

26.9.2023, 22:05

26.9.2023, 12:05

25.9.2023, 19:25

25.9.2023, 16:05

25.9.2023, 16:05

25.9.2023, 12:45

25.9.2023, 12:45

25.9.2023, 12:45

24.9.2023, 23:25